Фестиваль проходил под девизом «Пушкин навсегда» и был приурочен к юбилею русского поэта XIX века, произведения которого вошли в классику мировой литературы.
СПРАВКА «ЮК». «Встречи в России» — это масштабный ежегодный фестиваль, объединяющий русскоязычные театры из разных стран мира. В этом году он проходил с 3 по 9 апреля.
За годы существования фестиваля в нем приняли участие 77 театров ближнего и дальнего зарубежья, было сыграно 275 спектаклей.
В 2017 году была учреждена Ассоциация деятелей русских театров зарубежья, которая ныне объединяет более 150 членов из 43 стран мира.
«Встречи в России» проходят при поддержке Министерства культуры РФ, Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Союза театральных деятелей России и при содействии Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ.
Как сказал на пресс-конференции основатель и руководитель театрального форума, заслуженный деятель искусств России С. Шуб, на фестивале была представлена широчайшая палитра творчества этого Моцарта русской поэзии. Кроме шымкентского театра, в фестивале приняли участие коллективы из России, Абхазии, Азербайджана, Армении, Беларуси, Таджикистана и Узбекистана. Все фестивальные спектакли были созданы при финансовой и творческой поддержке Министерства культуры России и правительства Санкт-Петербурга. Фойе театра «Балтийский дом» напоминало о временах жизни русского поэта. Везде были выставлены экспонаты, ассоциирующиеся с героями и сюжетами пушкинских произведений.
Публику на фестивале русских театров встречала мелодия свиридовской «Метели» в исполнении камерного оркестра. Благодаря костюмам и музыкантам молодые артисты «Балтийского дома» перенеслись во времена Александра Сергеевича. Право открыть фестиваль выпало нашим соседям по Каспийскому морю — Азербайджану. Бакинский театр представил «Капитанскую дочку» в постановке петербургского режиссера И. Коняева. Наши южные соседи из Узбекистана — Ферганский областной русский драматический театр — показали комедию режиссера А. Абдуллаева «Барышня-крестьянка».
Актеры Государственного русского театра драмы им. Ф. Искандера из Абхазии сыграли спектакль «Евгений Онегин» в постановке режиссера С. Ефремова. Пушкинские «Маленькие трагедии», которые тоже есть в репертуаре шымкентского театра в постановке А. Шемеса, зрители театрального фестиваля в Санкт-Петербурге увидели в двух версиях: это постановки Гомельского областного драмтеатра (Беларусь) режиссера Р. Габриа и Ереванского государственного русского драмтеатра им. К. Станиславского режиссера К. Нерсисяна.
Как сообщил обозреватель ТАСС, первый спектакль был сыгран в особом игровом жанре. В его основу положены пьеса «Моцарт и Сальери», а также эпизод исторической встречи Пушкина с императором Николаем I. А вот ереванцы построили свою интерпретацию пушкинского произведения на игре жизненных противоположностей.
Государственный русский драматический театр им. В. Маяковского из Таджикистана показал спектакль «Тартюф» Жана-Батиста Мольера в постановке народного артиста Республики Таджикистан Б. Миралибекова. Как пояснили организаторы фестиваля, влияние французского драматурга XVII века на Пушкина было весьма значительным.
Выступление шымкентского театра стало практически финальным спектаклем. После южноказахстанцев был лишь Белорусский театр кукол.
Коллеги показали фантастическую повесть «Уединенный домик на Васильевском» режиссера О. Жюгжды на сюжет, подсказанный самим поэтом. А по негласным законам финальные выступления на сцене предоставляются лучшим из лучших.
На сцене «Балтийского дома» шымкентский театр, кстати, был единственным представителем Казахстана на фестивале. Он показал питерскому зрителю «Пиковую даму» в постановке московского режиссера Р. Лыкова. Очень важный момент: «буханку» (УАЗ) — центральную композицию сценографии — шымкентцы привезли свою. А во время прогона с артистами по видео связался режиссер спектакля Р. Лыков, который напомнил артистам, в каком они городе, и на ходу поменял действия одной из сцен, изменив посыл на то, что герои спектакля приехали домой.
Кстати, именно отрывки из шымкентского спектакля легли в основу новостного сюжета телеканала НТВ о прошедшем в Санкт-Петербурге театральном фестивале. После показа шымкентского варианта одного из самых мистических произведений поэта, который произвел фурор и на родной сцене, наших артистов долго не отпускали с поклона. «Огромное вам спасибо за этот легкий, хулиганский, настоящий питерский и пушкинский спектакль. Я смотрела и думала: «Боже мой! Какое это счастье!» Я и поплакала, и посмеялась. Это настоящий театр! Это такое творчество, такой фонтан! Красиво, легко, по-актерски! Настоящий праздник!» — поделилась со сцены после выступления нашей труппы актриса «Балтийского дома» М. Рубина.
Кроме диплома фестиваля, шымкентцы были награждены благодарственным письмом от всех жителей Северной Пальмиры, подписанным председателем Законодательного собрания Санкт-Петербурга А. Бельским.
Свою благодарность уже за закрытым занавесом высказала и М. Беляева, художественный директор театра-фестиваля «Балтийский дом» — человек, от которого де-факто зависит, приедет к ним театр или нет.
По ее словам, шымкентский театр не подвел и оставил хорошие впечатления.
«Я с огромным удовольствием поздравляю вас с премьерой на этой сцене. Мы очень рады, что главная мечта директора вашего театра сбылась. Он считал, что это очень трудно. Мы его убеждали, что это не так. Потом нам было немножко трудно. Но главное, что все трудности позади и вы сыграли спектакль, который понравился зрителям. Думаю, у вас не за горами и другие фестивали», — сказала М. Беляева.
Поздравил наших актеров с успешным выступлением и один из главных театральных критиков России, выпускник первого потока Алма-Атинского театрального института, работавший в Джамбульском драматическом театре, режиссер-постановщик, в постановках которого играл и актер нашего театра Р. Шарипов, главный редактор петербургского театрального журнала «ДрамТеатр» Ю. Бутунин.
«У меня были самые теплые чувства. Вы посеяли ветер, а зритель получил бурю!» — подытожил выступление шымкентцев театральный мэтр России.
Как рассказал директор Шымкентского русского драматического театра, заслуженный деятель РК И. Вербицкий, немного странно, что южноказахстанцы будут рассказывать петербургскому зрителю об их городе. Была боязнь и где-то даже неловкость. Но нашим артистам это удалось.
«Огромное спасибо жителям Санкт-Петербурга за подаренное тепло! Я впервые в жизни пожалел, что не на сцене и не получаю эту энергетическую отдачу от зрителей. Просто завидовал нашим актерам, которые всё это получили. Для нас это большая честь выступать на сцене прославленного, легендарного театра «Балтийский дом». Надеюсь, мы понравились петербуржцам. Хочется поблагодарить всех, кто принимал участие в нашем выступлении, начиная с организаторов фестиваля и заканчивая нашими монтировщиками», — сказал И. Вербицкий.
В рамках дополнительной программы фестиваля прошли обсуждения спектаклей, мастер-классы и лекции от профессионалов, а также творческие вечера, на которых коллеги обсудили совместные планы на будущее. Так, например, после обсуждения спектакля «Пиковая дама» шымкентские актеры приняли участие в мастер-классе выпускника актерского факультета Высшего театрального училища им. Б. Щукина, заслуженного артиста Чеченской Республики Д. Кошмина.
В. ПРИВАЛОВ.