Недавно в Павлодарской школе имени Ш. Шокина (бывшая СОШ №9) состоялась встреча с Владимиром Александровичем Берковским, членом областной Ассамблеи народа Казахстана, почётным гражданином города Павлодар.
Говорили о многом, в том числе поднимали один из важных вопросов – трудовое воспитание молодежи.
В этот день актовый зал школы был полон. Более сотни десятиклассников и педагоги пришли, чтобы поучаствовать в интересной, несколько неформальной беседе. Владимир Берковский окончил Академию общественных наук в г. Москве. Он известен в нашей области тем, что долгое время занимал руководящие должности в партийных и советских органах. Позже его опыт пригодился и в независимом Казахстане: был заместителем акима Павлодара, начальником управления координации занятости и социальных программ Павлодарской области, первым заместителем председателя ПОФ «Нұр Отан». В 2014-2018 годах – депутат, секретарь Павлодарского областного маслихата. Выйдя на заслуженный отдых, как всегда, не смог сидеть без дела: много сил и времени отдает общественной работе. И, конечно, ему есть о чем рассказать молодежи: о роли дружбы между народами, трудолюбии и взаимопомощи.
Но обо всём по порядку.
Ассамблея народа Казахстана
Владимир Александрович начал разговор со школьниками с высокой оценки уровня работы педагогов и образования в нашей области, развития инфраструктуры объектов. Он пригласил присутствующих в Дом дружбы познакомиться с деятельностью этнокультурных объединений.
«У нас в ассамблее области 26 этнокультурных объединений. Мы все работаем на общественных началах. Есть молодежное крыло, которое нашло свою нишу в структуре объединения. Приходите. Я вас уверяю: кто один раз пришел, уже оттуда не уйдет».
Говорили и о том, что мир и согласие в обществе, в трудовых коллективах – главнейшие приоритеты страны. Не будет этого, не будет ничего. Именно для поддержания стабильности в обществе и была создана на заре независимости Ассамблея народа Казахстана, главная задача которой – способствовать укреплению межнациональных отношений, сохранять самобытность народа Казахстана, культуру и обычаи. Тогда многие государства не верили, что с таким разнообразием наций и народностей возможно сохранить мир в стране.
Но в нашей стране были разработаны такие подходы, что многонациональность стала благом, нашим большим плюсом, а не минусом. Изучение культур, традиций и обычаев друг друга только обогащает каждого человека.
«Межнациональные отношения — это очень сложные, очень ранимые отношения между людьми. Вы, наверное, замечаете: есть такие люди, которые, если хотят дестабилизировать ситуацию, пишут в соцсетях провокационные вещи, недоброжелательно, в грубой форме высказываются на национальную тему. Поэтому мы встречаемся со старшеклассниками, студентами, разговариваем об этом. Ведь у вас много энергии, но ещё мало жизненного опыта. И ответы на вопросы в любой сфере, а тем более в такой деликатной, нужно получать от компетентных, грамотных, воспитанных старших товарищей. Вообще, всё зависит от уровня воспитания. Я в этом твердо убежден. И в этом плане хочу перейти к другой теме – воспитание через труд. В школе очень многое делается для подрастающего поколения, а что касается трудового воспитания, считаю недостаточно».
Как это было
Не случайно Владимир Александрович попросил директора школы Светлану Витальевну Завальную о встрече с десятиклассниками: именно для них будет интересна информация о работе, которая на протяжении уже многих лет проводится среди старшеклассников. (11-классники, как правило, готовятся к экзаменам).
«У нас в области сложилась такая традиция. Во время летних каникул организовывали до 10 тысяч рабочих мест на промпредприятиях, в социальной и коммунальной сферах и в сельском хозяйстве. Примерно с 2007 года, когда я работал зам.акима города. Мы пришли к тому, что надо что-то делать с высоким уровнем подростковой преступности, который тогда фиксировался.
Проанализировав, поняли, что этот показатель растет именно в летний период, когда все кружки закрыты. Учебой дети не заняты, просто слоняются без дела, предоставленные сами себе, пока родители на работе. И многие совершают различные правонарушения по глупости, а некоторые ломают себе этим всю жизнь. И мы в акимате долго думали, как это побороть, выбирали разные варианты и пришли к тому, что нужно направить энергию подростков на пользу их самих и на пользу городу. Так возникла идея с трудоустройством школьников с 14 лет.
Я этот вопрос курировал. Потом перешёл в «Нұр Отан», в Маслихат, но никогда не упускал из вида это дело. И сейчас снова хочу возродить хорошую практику.
Но этому большому делу предшествует долгая подготовительная работа. Надо договориться с руководителями предприятий, которые не всегда охотно берут на работу школьников. Потом составлялась общая разнарядка по области, потом через управление и отделы образования распределялись места по школам, и уже там организовывались группы из желающих потрудиться. Да много еще чего. Но всё-таки удалось выработать целую систему, которая успешно действовала до пандемии.
В области 10 тысяч учащихся проходили через трудовое воспитание в течение месяца. Были охвачены все районы. Во время работы на предприятии идёт процесс не только трудового воспитания человека, а еще и нравственного. Если правильно всё организовать.
И об этом же говорит наш Президент Касым-Жомарт Токаев. Он тоже считает, что приучать детей к труду надо с раннего возраста. Но труд должен быть производительным. То есть ребенок должен видеть результаты своей работы, получать заработную плату. И, конечно, труд должен быть посильным. Нельзя перегружать детей физически. В будущем у ребят много остаётся от этого опыта. А родители приходят и говорят, что через месяц детей просто не узнать.
Конечно, развито у нас в стране и студенческое движение «Жасыл ел». Но туда принимают с 16 лет, а у нас с 14, как разрешено по трудовому законодательству. И не более чем на 4 часа в день. Очень хорошо всегда было налажено у инициаторов проекта сотрудничество с системой здравоохранения. Дети приходят в больницу, моют полы, окна, сопровождают больных на лечение, разносят пищу, кормят тяжелых больных и так далее. И знаете, в течение месяца ребята действительно меняются. Причем хочу сказать, что они охотно идут на такую работу. Ведь их никто не заставляет, а желающих всегда больше, чем предоставлено мест. И есть случаи, когда хотят прийти на все летние месяцы. Но возможностей не так много, и мы стараемся охватить как можно больше детей из малообеспеченных семей, неполных, чтобы они могли подработать, помочь своей семье».
Владимир Берковский приводит такой пример: «В Павлодаре есть предприятие, которое выпускает тротуарную плитку. С ним договорились, что группы минимум по 10 человек будут туда направлять с таким расчётом, чтобы один учитель контролировал весь процесс и соблюдение техники безопасности. Кстати, учителя при этом тоже могут заработать. Они утром приходят на производство, директор дает задание (в нашем примере задача была штабелировать плитку на поддоны). И за 4 часа дети делают такой объем работы, который не делали взрослые. В то время до пандемии они получали по 120 тысяч тенге. Конечно, это существенный приработок для детей. Для них важен этот заработок, а для взрослых главное – трудовое воспитание».
«Еще пример, - вспоминает Владимир Александрович. - Я приехал к известному предпринимателю Анатолию Филипповичу Главацкому. Говорю: «Возьми ребят». Он: «Что они здесь будут делать? Сейчас ученики работать не хотят. Лопату в руках не держали никогда». Ну, всё же взял. Потом звонит, говорит: «Слушай, ты мне подарил просто бальзам на сердце. Смотрю, без 15 восемь уже на проходной стоят, заходят. Я им говорю, что нужно делать. Не знал, что молодежь так может работать. Потом даю команду столовой, там кашу варят. Я их приглашаю за стол, сажусь рядом, обедаю вместе с ними. Какое, оказывается, у нас хорошее подрастающее поколение!». Представляете, он потом сам каждый год по 10 человек просил в месяц, а это 30 трудоустроенных ребят за лето».
Спрашиваю, как Владимир Александрович относится к тому, что сейчас многие родители возмущаются, когда в школе детей привлекают к генеральной уборке кабинетов, к субботникам.
«Родители разные. Если кто понимает процесс воспитания, он никогда не будет препятствовать, чтобы в школе ребенка привлекали к таким посильным работам. Возвращаясь к нашей инициативе. Я знаю очень обеспеченных родителей, которые просили взять их детей на работу. И ведь тут вопрос явно не в нехватке денег, а в понимании такими мамами и папами важности приучения детей к труду, того, что именно в коллективе, в совместном труде идет важный процесс воспитания».
Как это будет
Сейчас В. Берковский ратует за то, чтобы возобновить такие традиции. Есть связь со школами, с коллективами, с которыми сотрудничали до пандемии. Предполагается обсудить это хорошее дело с руководством управлений образования, сельского хозяйства, предпринимательства, ассоциацией предпринимателей, замами акимов городов и районов. В сёлах тоже немало детей, желающих летом подзаработать.
«Когда я курировал это направление, ездил по коллективам, узнавал, как всё там устроилось, мне руководители рассказывали, что нет еще 8 часов, а ребята все без опоздания стоят возле проходной. А для этого дети должны встать в 6 утра, позавтракать, собраться, добраться до работы, потом потрудиться, вернуться домой, отдохнуть, чтобы на следующий день с утра снова быть на работе. И у таких детей уже не будет мыслей, куда себя деть вечером, чем себя занять. Им не до поздних гуляний и поиска «приключений». Вот какой фактор для нас был главным - пресечь возможные преступные проявления».
Владимир Александрович признается, что налаживать связи с предприятиями всегда было нелегко: «Приходишь к работодателю, начинаешь просить, а он: «Зачем мне связываться с учащимся, такая ответственность, еще куда-нибудь залезет». Вот, например, «Алюминий Казахстана». Там поначалу отказывались. Говорили: «Мы лучше возьмем человека с рынка труда, он распишется за технику безопасности, если куда-то влезет, сам будет отвечать. А за учащихся мы будем? Зачем это нам?» Поэтому мы и пошли по такой схеме, что минимум 10 человек и под контролем преподавателя. Других рычагов, кроме как уговорить работодателя, нет.»
«Раньше был правильный подход в школах касаемо прикрепления к предприятиям, так называемому шефству. Сейчас такого нет. Какие рабочие места удалось, где выбить, туда направляем, - подключается к разговору Светлана Витальевна Завальная. - Сейчас из всех больших предприятий только Горзеленстрой охотно дает рабочие места. Всё остальное мы решаем через родителей, кто может помочь трудоустроить. Ведь сейчас сложнее стало в законодательном плане. У несовершеннолетних другие налоги, там другие условия. И не все с желанием берут подростков, ведь с ними бывает достаточно сложно. Хотя вот система питания «Буржуй» например, приглашает охотно. Считаю, что нужно постановление на высоком уровне, чтобы система работала без сбоев».
Что касается нынешней ситуации с проектом, то из опыта прошлых лет мы можем рассчитывать на 700-750 мест в учреждениях здравоохранения. Таким образом, получится около 2500 мест за три сезона.
Это большая работа. В.А. Берковский надеется, что примерно в апреле полностью сформируется общее понимание о возможном количестве рабочих мест. И тогда эту информацию направят по школам: когда, на каких участках, на каких предприятиях детям будут предоставлены рабочие места.
«Мы знакомы с Владимиром Александровичем много лет. Это тот человек, который прошёл очень большой жизненный путь, а трудовой путь начинал с низов и вышел в высший руководящий состав нашей области, - говорит Светлана Витальевна.
- У детей сегодня была уникальная возможность задать вопросы, связанные с социальными, межличностными, национальными темами, по самоопределению, по профессиональной подготовке, по молодежным движениям, потому что он компетентный человек в разных областях. И он очень заинтересован, чтобы молодое поколение было образованным, воспитанным, культурным, и самое главное, находило применение своим силам. Это человек, который верит в будущее молодёжи и многое делает, чтобы она стала достойной сменой старшему поколению».
В заключение встречи Владимир Александрович ответил на вопросы десятиклассников о его профессиональной деятельности и опыте работы. Он пожелал молодому поколению самое главное – определиться, в какой отрасли можно принести пользу своей стране.
При выборе профессии нужно ориентироваться на свои желания, а не на «хотелки» родителей, слушать свое сердце. Если специальность выбрать по душе, то и работа будет спориться. Не надо бояться, получив профессию, работать сначала на низших должностях. Некоторые молодые люди, окончив институт, сразу хотят стать генеральными директорами. Но так не бывает. Только когда человек пройдёт все ступени того или иного производства, из него получается очень хороший специалист.
Такие информационные встречи со старшеклассниками станут регулярными, потому что лето не за горами, а впереди еще большая работа по возрождению этой важной и нужной инициативы.
Татьяна Сартакова.